Юридические услуги, адвокат, закон, юрист, суд, консультация, развод

Манипуляции с персоналом

В условиях финансового кризиса большинство компаний вынуждены пересматривать бюджет, сокращая всяческие издержки, в том числе не связанные с основной своей деятельностью. В данных условиях одним из действенных способов уменьшения расходов является снижение затрат на оплату труда персонала. Однако метод этот чреват и негативными последствиями, поэтому прежде всего следует провести анализ бюджета фирмы, оценить эффективность использования труда, и только потом при необходимости пересмотреть штат компании в сторону его уменьшения или сократить зарплаты. О том, как это сделать, не выходя за рамки закона, рассказала Евгения Павлова, руководитель Группы юридических услуг InterComp. 
По инициативе компании

В соответствии со ст. 57 ТК РФ, в трудовой договор с работником в обязательном порядке должны быть включены положения об условиях оплаты труда, в т. ч. размер оклада, предусмотренные доплаты, надбавки и иные поощрительные выплаты. Формулировка «с окладом согласно штатному расписанию», которую зачастую используют работодатели, противоречит Трудовому кодексу, поскольку не указывает на точный размер оклада. По данному вопросу Роструд привел разъяснения в Письме от 24 декабря 2007 г. № 5275-61, согласно которым объем зарплаты работника должен прописываться в трудовом договоре в числовом выражении, поскольку формулировки трудового законодательства относительно размеров тарифных ставок и окладов однозначно говорят о фиксированных суммах. 

В соответствии со ст. 72 ТК РФ, изменить определенные сторонами условия трудового договора, в том числе перевод на другую работу, можно только по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Однако немногие работники согласятся на добровольное уменьшение своего заработка. Можно ли решить эту проблему иными, законными путями, не требующими согласия персонала на изменение данных условий договора? 

Пересмотр условий трудового соглашения по инициативе работодателя (кроме изменения трудовой функции работника) возможен в том случае, когда указанные условия не могут быть сохранены вследствие изменений организационных или технологических условий труда, к которым относятся изменение в технике и технологии производства, структурная реорганизация технологического процесса, рационализация и совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, введение новых форм организации труда, внедрение новых технологий и другие аналогичные причины (ст. 74 ТК РФ). 

Работодатель должен учитывать, что вводимые изменения не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями коллективного договора или соглашения (ст. 74 ТК РФ). Если в компании действует такой договор, закрепляющий уровень оплаты труда различных категорий сотрудников данной организации, осуществляемые изменения не должны ухудшать их зафиксированное в договоре положение. 

Своевременная выплата вознаграждений в полном размере - одна из прямых обязанностей работодателя. 

Процедура изменения определенных сторонами условий трудового договора выглядит следующим образом: 

I. Работодатель издает приказ (распоряжение) о вводимых изменениях с указанием причин, послуживших изменению определенных сторонами условий трудового договора. 

II. Компания обязана сообщить об этом всем работникам, которых касаются вводимые изменения, в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Для этого работодатель знакомит с данным приказом каждого такого сотрудника под роспись либо направляет отдельное письменное уведомление, где содержится информация не только о характере изменений, но и об их причинах. 

III. Если работника не устроят вводимые руководством фирмы изменения условий договора, то работодатель обязан в письменной форме предложить сотруднику иную имеющуюся у организации в данной местности вакантную должность, соответствующую его квалификации, а если таких должностей нет в штатном расписании работодателя - то иную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья. Для оформления данной процедуры необходимо предложить сотруднику список вакантных должностей с описанием должностных обязанностей и объемов заработной платы. 

Если работника не устроила ни одна из предложенных должностей, или в компании нет вакансий, отвечающих его квалификации, ему предоставляется список вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы. Причем выдвигать предложения работодатель должен в течение всего двухмесячного уведомительного срока. Работу в других регионах работодатель можно предложить лишь в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Конечно же, это возможно только при наличии структурных подразделений компании (филиалов, представительств, офисов и пр.) за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. 

Итогом проведенной процедуры изменения условий труда может быть: 

1) Согласие работника трудиться на новых условиях. В этом случае между ним и работодателем заключается письменное соглашение, в котором устанавливаются новые условия. 

2) Готовность работника продолжать трудовую деятельность у данного работодателя, но лишь в другой должности, предложенной ему в соответствии с указанной процедурой. Для этого работодатель оформляет перевод специалиста на другую работу в соответствии со ст. 72.1. ТК РФ, и стороны подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору. 

3) Работник отказывается от любой иной предлагаемой работы, или же в организации нет вакантных должностей. В этом случае трудовой договор с работником прекращается на основании п. 7 ст. 77 ТК РФ. 

Стоит отметить, что уменьшение заработной платы в связи с ухудшением финансового положения компании не является причиной, соответствующей ст. 74 ТК РФ. Практика показывает, что изменение расценок оплаты труда в одностороннем порядке, как правило, приводит к судебным разбирательствам и проверкам со стороны трудовой инспекции. Поэтому прибегать к такому варианту нужно как можно реже и лишь в том случае, если это действительно связано с изменением организационных или технологических условий работы. 

В связи с переориентацией производственного процесса руководство компании приняло решение об использовании услуг сторонних транспортных предприятий, что позволило снизить издержки. В результате компания решает сократить транспортный отдел, продать большую часть автомашин и расторгнуть трудовые соглашения с водителями в связи с сокращением численности или штата по п. 2 ст. 81 ТК РФ. В результате такой реорганизации происходит уменьшение нагрузки на начальника данного отдела в связи с существенным уменьшением числа подчиненных, а также транспортных средств, находящихся в его ведении. Это означает снижение заработной платы начальника отдела. 
По соглашению сторон

Гарантии выплаты заработной платы прописаны в ТК РФ. Согласно ст. 21 ТК РФ, все работники вправе своевременно получать ее в полном объеме. Кроме этого, своевременная выплата вознаграждения в полном размере - одна из прямых обязанностей работодателя (ст. 22 ТК РФ). 

Процедуре изменения расценок оплаты труда по соглашению сторон свойственны свои нюансы. Итак, в соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать всем сотрудникам равную оплату за труд равной ценности. Поэтому, даже если работник согласится на снижение своего заработка в условиях нынешней безработицы, сокращений и прочих неблагоприятных для поиска работы условий, необходимо обосновать такое уменьшение оклада. При этом в соглашении между сотрудником и предприятием следует зафиксировать сокращение трудовых обязанностей работника, либо режим неполного рабочего времени или почасовой оплаты труда. 

Другой способ уменьшить затраты компании на оплату труда по соглашению с работником - ввести новую систему оплаты, основанную на принципе премирования. Этот метод предполагает выплату бонусной части заработной платы наряду с фиксированным окладом. 

В этом случае может быть предложено несколько вариантов: 

1) Уменьшить базовую часть заработной платы (оклада) и ввести бонусную часть, выплачиваемую сотрудникам в зависимости от результатов работы, выполнения поставленных руководителем задач, за достижение определенного объема продаж, получения компанией определенного дохода, приносимого работником и на основании других критериев. 

Чтобы работники охотнее согласились на такую систему оплаты, в ней должна прослеживаться тенденция к увеличению заработка работника по сравнению с прежней системой оплаты в зависимости от его личных достижений. Сумма бонусов может быть установлена таким образом, чтобы работник при выполнении 100% поставленных целей, продаж и пр. получал доход не ниже прежнего. В случае введения подобной системы важно обеспечить контроль за возможными размерами бонусов. 

2) Изменение частоты стимулирующих выплат в пользу квартальных и годовых премий за достижение определенных результатов. Это позволит уменьшить ежемесячную нагрузку на фонд заработной платы. 

3) Не совсем желательной, но действенной мерой может быть отмена всех существующих премий в компаниях, где система премирования закреплена в локальных нормативных актах и не прописана в трудовых договорах с работниками. В случае лояльности работников данное решение, введенное как временное, может быть эффективным. Однако стоит учитывать возможное снижение производительности труда, демотивацию и увольнение части персонала. 

Вводить новую систему оплаты труда следует на основании приказа (распоряжения) работодателя. Эта процедура может быть предусмотрена локальным нормативным актом компании (положением об оплате труда или иным документом). С этим документом под роспись знакомят весь персонал организации. Затем на его основании вносятся изменения в трудовые договоры путем подписания сторонами дополнительного соглашения. 

Работодатель вправе предложить сотруднику территориально удаленные вакансии только если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. 
Аудит соответствия

В условиях финансовой нестабильности компания может провести аттестацию своих работников с целью выявить рациональность получаемой работником заработной платы, соразмерность квалификации работника и получаемого заработка и пр. 

Для этого в организации должен существовать документ (локальный нормативный акт), устанавливающий: 
порядок назначения аттестационной комиссии, 
порядок проведения аттестации и соответствующих мероприятий (проведения собеседований, тестирования работников, заполнения анкет и опросных листов и пр.), 
порядок вынесения комиссией решения по результатам аттестации каждого работника, 
возможные действия работодателя по результатам проведенной аттестации, 
прочие процедурные вопросы. 

Стоит отметить, что данный способ уместен, когда в компании еще не проводилась плановая аттестация, или с момента ее проведения прошло достаточно времени для того, чтобы обосновать внеплановую аттестацию. 

По результатам данного мероприятия могут быть выявлены работники, которые не соответствуют занимаемой должности по причине низкой квалификации. В этом случае работодатель вправе произвести следующие действия: 

1) Предложить в письменной форме каждому такому сотруднику иную работу в данном регионе, которая соответствует его квалификации по результатам аттестации и которую сотрудник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Предлагать территориально удаленные вакансии фирма может только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями или трудовым соглашением с работником. 

Если сотрудник согласен на такую работу, компания оформляет с ним перевод на другую должность и заключает соответствующее соглашение об изменениях трудового договора, где фиксируется новая позиция, профессиональные обязанности, оклад и прочие условия труда. 

2) Если работник отказался от всех предложенных вакантных должностей или же в компании нет таковых, трудовой договор с ним расторгается по п. 3 ст. 81 ТК РФ - «Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации». 

При проведении аттестации компании стоит учесть, что ее результаты не должны быть сплошь отрицательными. Тем работникам, которые успешно прошли тестирование, лучше установить некие поощрения, выплатить разовые премии, предусмотренные локальными нормативными актами компании, или немного повысить оклад. Это положительно отразится на их лояльности к руководству. Кроме того, это поможет работодателю в возможных конфликтных ситуациях. Например, укрепит его позицию в том случае, если бывший работник обратится в контролирующие органы или в суд, посчитав свое увольнение незаконным. 

Для работодателя очень важно следовать правилам, определенным в ст. 74 ТК РФ. Если возникают претензии со стороны работника (в том числе и бывшего) к процедуре изменения условий трудового договора, он вправе обратиться в суд. Согласно практике применения судами ТК РФ, в этом случае работодатель обязан представить суду доказательства, подтверждающие, что корректировка определенных условий договора - это необходимое следствие изменений организационных или технологических условий труда. Если же доказать этого не удастся, то указанные нововведения суд признает незаконными, а уволенных по п. 7 ст. 77 ТК РФ сотрудников придется восстановить на работе (п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). 
Из штата в подрядчики

Компания может применить такой метод снижения расходов на оплату труда, как заключение с вновь принимаемыми на работу сотрудниками гражданско-правовых договоров подряда и оказания услуг, а не трудовых договоров. Также предприятие может перевести на договоры подряда часть своих работников в добровольном порядке. Для этого нужно оформить увольнение и заключить новый договор. В этом случае организация получает возможность привлекать работника к работе время от времени, когда это необходимо, не оплачивать ему отпуск, прекратить с ним отношения в любое время, предупредив об этом в соответствии с условиями договора. Кроме этого, компания не платит налог, подлежащий зачислению в Фонд социального страхования РФ по уплате налогов и сборов по социальному страхованию и страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

Однако работодатель должен иметь в виду различия между гражданско-правовым и трудовым договорами, установленные в Письме МНС РФ от 19 июня 2001 г. № СА-6-07/463@, а также в Письме Фонда социального страхования РФ от 20 мая 1997 г. № 051/160-97. 

Во-первых, по гражданско-правовому соглашению исполняется индивидуально-конкретное задание (поручение, заказ и др.), нацеленное на некий конечный результат. Так, согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), по договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат, а заказчик обязуется принять его и оплатить. Однако в трудовом соглашении прописан именно процесс труда, длящиеся отношения между работником и работодателем, не нацеленные на конкретные результаты, после достижения которых договор считается исполненным. 

Во-вторых, трудовой договор предполагает личное выполнение единицей персонала тех или иных функций, в то время как исполнитель по договору подряда может привлечь к выполнению работы третьих лиц в порядке субподряда, если у него есть на то право. 

В-третьих, работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплине, соблюдать установленный режим рабочего времени. А в рамках подряда исполнитель самостоятельно определяет способ выполнения заказа, не подчиняясь внутренним правилам заказчика. 

В-четвертых, по договору подряда вознаграждение исполнителя за выполнение работ или оказание услуг имеет общую стоимость, в некоторых случаях состоящую из частей, связанных с этапами выполнения задания. Выплачиваются средства, как правило, после окончания работы. В трудовом же договоре устанавливается ежемесячная заработная плата в определенном размере, которая выдается сотрудникам не реже двух раз в месяц. 

В-пятых, результаты работ по гражданско-правовому договору передаются на основании акта приема-передачи, в то время как в трудовом договоре заработная плата выплачивается либо независимо от результатов работ в предусмотренном размере, либо исходя из норм выработки по фиксированной ставке. 

Существуют и иные признаки, отличающие трудовое соглашение от гражданско-правового. Их необходимо учитывать при заключении договора подряда. Помните: принадлежность и характер договора могут быть установлены фискалами в результате проверки, а также в судебном порядке. Если будет принято решение о подмене трудового договора договором гражданско-правового характера, работодателю может быть доначислен ЕСН в части ФСС и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также нарушителю грозят штрафы и пени. 

Заработная плата - это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). 
Под грифом «сокращение»

Сокращение численности или штата работников может принести немалую пользу в деле оздоровления организации. Проанализировав ситуацию, можно устранить «балласт», сократить тех сотрудников, которые не приносят предприятию фактической пользы. За счет этого можно повысить заработную плату оставшимся работникам, которые возьмут на себя некоторую дополнительную нагрузку. Однако стоит учесть, что кризис рано или поздно кончится, и компании придется добирать недостающих работников. А это сулит лишние затраты на подбор сотрудников, выплату вознаграждения кадровым агентствам, оборудование рабочих мест и пр. 

Компания вправе принять решение о сокращении численности или штата при соблюдении установленной ТК РФ процедуры: 

I. Работодатель издает приказ о сокращении численности персонала и утверждении нового штатного расписания. 

II. Такая информация обязательно доводится до сведения всех работников, подпадающих под сокращение, путем уведомления каждого из них под роспись не менее чем за 2 месяца до этого мероприятия. Стоит отметить, что фирма не вправе увольнять по сокращению численности или штата беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ). 

Трудовое законодательство также требует обращать внимание на приоритет некоторых работников, подпадающих под сокращение, перед иными сотрудниками, работающими по аналогичной должности или специальности в соответствии со ст. 179 ТК РФ. 

III. После уведомления работников о сокращении штата работодатель обязан предложить каждому сокращаемому лицу любую имеющуюся в организации вакантную должность, соответствующую его квалификации, а при отсутствии вакансии - любую нижестоящую или нижеоплачиваемую работу, которую сотрудник может выполнять с учетом состояния здоровья. Это могут быть и должности, предусмотренные новым штатным расписанием (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). 

IV. Работодатель обязан уведомить органы службы занятости о сокращении численности персонала и возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. При массовых увольнениях в связи с сокращением компания должна предоставить соответствующие сведения не только в учреждения службы занятости, но и в соответствующий профсоюзный орган (при его наличии) не позднее чем за три месяца (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). 

V. Работодатель обязан выплачивать работникам, подлежащим сокращению, заработную плату в течение срока предупреждения. Сотрудники продолжают исполнять свои трудовые обязанности до дня увольнения. Однако работодатель вправе предложить сокращаемому расторгнуть трудовой договор до истечения двухмесячного срока. Если работник даст свое согласие, то он увольняется в связи с сокращением численности или штата, и ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка за два месяца (ст. 180 ТК РФ). 

VI. Если работник отказался переходить на другую работу у того же работодателя, либо у последнего не найдется вакантных должностей, то по истечении срока предупреждения трудовой договор расторгается на основании п. 2. ст. 81 ТК РФ. В последний день сотруднику выдается трудовая книжка с внесенной записью об увольнении по предусмотренному основанию, т. е. «Уволен в связи с сокращением численности или штата организации, п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Кроме этого, с ним производится окончательный расчет - выплачивается заработная плата, компенсации за неиспользованные дни отпуска, а также выходное пособие в соответствии со ст. 178 ТК РФ в размере среднего месячного заработка. Также за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не дольше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если же физическое лицо обратилось в органы службы занятости населения с целью его трудоустройства в течение двух недель со дня увольнения, то средний месячный заработок может быть сохранен за ним в течение третьего месяца по решению данного госучреждения, если работник не был им трудоустроен по прошествии двух месяцев. 

После проведения сокращения численности или штатаработодатель может распределить нагрузку среди оставшихся работников путем изменения должностных обязанностей по соглашению сторон, а также увеличить заработную плату пропорционально добавленной нагрузке. 

Увеличение вознаграждения происходит аналогично процедуре уменьшения заработной платы по соглашению сторон. Работодатель издает приказ в свободной форме об увеличении оклада соответствующих работников. Сотрудника под роспись знакомят с документом. После этого стороны подписывают дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора, которое устанавливает новый размер заработной платы и вносит коррективы в список должностных обязанностей работника. 

ссылка на закон 

Работники с более высокой производительностью труда и квалификацией имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Если же квалификация и производительность труда работников одинакова, то предпочтение работодатель должен отдавать следующим категориям работников: семейным (при наличии двух или более нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (ст. 179 ТК РФ). 
За гранью допустимого

Стоит сказать о незаконных способах, которыми пользуются компании для уменьшения своих затрат за счет снижения заработка работников. В частности, неправомерными являются следующие действия: 
издание приказа об уменьшении заработной платы и соответствующем изменении штатного расписания, а в дальнейшем - уведомление работников об этом как о свершившемся факте; 
перевод работника без его согласия на иную должность с понижением заработной платы или должности; 
отправка всех или части работников в неоплачиваемый отпуск по инициативе компании; 
временный перевод работника без его согласия на нижеоплачиваемую работу или для замещения отсутствующего работника по так называемой «производственной необходимости». Стоит учесть, что трудовое законодательство не содержит такого понятия. Временный перевод без согласия сотрудника допускается лишь в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных статьей 72.2 ТК РФ. К ним относятся, например, катастрофы природного характера, производственные аварии или пожары. Кроме этого, при временном переводе без согласия работника в предусмотренных ТК РФ обстоятельствах зарплата на новой должности не может быть ниже среднего заработка по прежней работе. 

Если организация нарушит нормы трудового права, то она будет нести ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Во-первых, это материальная ответственность работодателя в случае лишения работника возможности трудиться в связи с незаконным увольнением, задержки выплаты заработной платы в установленном трудовым договором размере или даже возмещение морального ущерба уволенному, если на то будет вынесено решение суда (гл. 38 ТК РФ). 

Во-вторых, ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. 

В-третьих, руководитель организации-нарушителя может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат в случае корыстной или иной личной заинтересованности руководителя. Автор: Евгения Павлова 

Источник Бухгалтерия.Ру — бухучет, налоги, аудит

 

Налоговые органы могут подтвердить доходы граждан только за последние 10 лет

Для расчета или перерасчета трудовой пенсии требуются сведения о трудовом стаже и размере заработной платы физического лица. 

Подтверждение стажа работы физических лиц в компетенцию налоговых органов не входит. 
Налоговые органы не имеют возможности подтверждать гражданам их доходы (заработную плату), полученные до 1998 года. Ведь сведения о доходах физических лиц, полученных по основному месту работы, работодатели начали представлять только с 1 января 1998 года. 

Сведения о доходах, полученных после 1998 года, могут быть представлены физическим лицам бесплатно после их обращения с заявлением в ИФНС по месту жительства. К заявлению необходимо приложить копии соответствующих страниц трудовой книжки.
Если налоговая инспекция не располагает сведениями о доходах (заработной плате) конкретного физического лица, данное лицо вправе обратиться за этими сведениями к бывшему работодателю. Адресные данные об организациях-работодателях содержатся в ЕГРЮЛ. 
Налоговые органы могут предоставлять информацию из ЕГРЮЛ по конкретной организации на основании письменного запроса на платной основе. 
Размер оплаты за каждый документ составляет 200 рублей, за срочное предоставление каждого документа — 400 рублей. Платежный документ, подтверждающий оплату услуг, представляется одновременно с письменным запросом на получение сведений об организации. 

При отсутствии в ЕГРЮЛ сведений об организации-работодателе, физическому лицу следует обращаться в Росархив. (Сообщение УФНС по г. Москве // www.r77.nalog.ru)

 

Cокращенный рабочий день

Обязана ли организация устанавливать сокращенный рабочий день по просьбе женщины, имеющей ребенка в возрасте до трех лет? Каковы последствия для руководителя и организации в случае отказа? 

Ответ:
В зависимости от конкретных обстоятельств женщина может потребовать установления неполного рабочего времени на основании части первой ст. 93 или части третьей ст. 256 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ). Отказать в этом работодатель не вправе.
Потребовать установить ей сокращенное рабочее время женщина может, если она относится к категориям работников, указанных в ст. 92 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ). 

Обоснование вывода:
Согласно ст. 92 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ) сокращенное рабочее время устанавливается для работников в возрасте до восемнадцати лет, для работников, являющихся инвалидами I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени может быть установлена также для других категорий работников (педагогических, медицинских и другие).
Особенностью сокращенного рабочего времени является то, что работник получает заработную плату, как если бы рабочее время устанавливалось ему нормальной продолжительности. Если указанная женщина не относится к этим категориям, устанавливать ей сокращенное рабочее время работодатель не обязан. В то же время трудовое законодательство помимо сокращенного рабочего времени предусматривает режим неполного рабочего времени, когда работнику устанавливается неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (ст. 93 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
В силу прямого указания, содержащегося в части первой ст. 93 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ), работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет. Таким образом, если отец ребенка не воспользовался этой возможностью, а женщина уже вышла на работу из отпуска по уходу за ребенком, то работодатель обязан установить женщине неполное рабочее время на основании части первой ст. 93 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ). Женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (часть третья ст. 256 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)). Отказать в установлении неполного рабочего времени женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, работодатель также не может.
Обратите внимание, что до достижения ребенком трехлетнего возраста женщина может неоднократно выходить из отпуска по уходу за ребенком на работу, а затем уходить в него заново, не спрашивая на это согласия работодателя. Это ее право следует из части второй ст. 256 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ). Таким образом, в приведенной ситуации женщина в любом случае сможет потребовать у работодателя установить ей неполное рабочее время на основании части первой ст. 93 или части третьей ст. 256 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ), уйдя в отпуск по уходу за ребенком. Установление режима неполного рабочего времени как в первом, так и во втором случае оформляется дополнительным соглашения к трудовому договору (часть вторая ст. 57, ст. 100, ст. 72 ТК РФ (Трудовой кодекс РФ)).
Если работодатель откажет женщине в установлении неполного рабочего времени, то на основании ст. 5.27 КоАП РФ на должностных лиц работодателя может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 5000 рублей; на работодателя — индивидуального предпринимателя — от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на работодателя — юридическое лицо — от 30 000 до 50 0000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

Верховный суд РФ разъяснил кто заплатит пешеходу при ДТП

ВС РФ дал рекомендации о порядке привлечения к ответственности водителей в случае, если в ДТП виноват не водитель, а пешеход. Исходя из разъяснений водитель — владелец источника повышенной опасности, поэтому должен понести ответственность и в указанной ситуации. 

Также в Постановлении разъяснены вопросы ответственности за производственный травматизм. (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1)

 

Штраф за парковку на остановке могут увеличить до 3 тыс. руб.

Штраф за парковку на остановке общественного транспорта могут увеличить до 3 тыс. руб. 

Соответствующую инициативу Московского транспортного союза поддержал столичный мэр Юрий Лужков. 

По словам директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, парковка на остановках общественного транспорта создает угрозу безопасной посадке и высадке пассажиров. За это нарушение необходимо карать штрафами размером 2 — 3 тыс. руб. 

По словам столичного градоначальника, это правильное предложение. (ф)

 

Изменены правила задержания транспортного средства

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2009 года N 701 внесены изменения в Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 759. Изменения отменили плату за транспортировку транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение в течение первых суток. Напомним, что ранее оплате не подлежали только первые три часа хранения. 

Пересмотрены Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации.
Это связано с тем, что Верховный Суд РФ признал недействующими нормы правил, предусматривающие взимание платы за первые сутки хранения на спецстоянке, а также за доставку задержанного транспортного средства на нее.
Согласно изменениям плата за перемещение транспорта и за первые сутки его хранения на спецстоянке не взимается.
Ранее не оплачивались только первые 3 часа хранения. Транспортировка была платной.

 

Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В последнее время у российских водителей бытует мнение, что выиграть в суде дело против ГИБДД невозможно. Косвенно это подтвердила председатель Мосгорсуда О.А. Егорова. В своем получившем большой резонанс интервью «Российской газете» (Федеральный выпуск N 4982 (158) от 26 августа 2009 г.) она заявила: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру». 

По сути дела, эта публикация впервые «обозначила» на всероссийском уровне давно обсуждаемую правозащитным сообществом проблему: административное судопроизводство — последняя из судебных процедур, которой не коснулись общие преобразования, вызванные судебной реформой. По видимости, общий принцип правосудия, закрепленный в Конституции РФ, — состязательность, так и не затронул менталитета значительных сегментов судейского корпуса. 

В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статей 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, статей 2 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Гарантиями обеспечения этого права являются требования независимости и беспристрастности суда, а также состязательность и равноправие сторон. 

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2005 года, принципы состязательности и равноправия сторон относятся и к административному производству и распространяются на все его стадии (п. 3.2). 

Состязательность предполагает, что возбуждение преследования, формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечивается указанными в законе органами и должностными лицами, а также потерпевшими. Возложение же на суд обязанности в той или иной форме подменять деятельность этих органов и лиц по осуществлению функции обвинения не согласуется с предписанием статьи 123 Конституции РФ и препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует статья 120 (часть 1) Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 N7-П). 

В настоящее время в судебном заседании по делам об административных правонарушениях отсутствует должностное лицо, каким-либо образом уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение в совершении административного правонарушения. Участие прокурора в деле также не является обязательным, и Уполномоченному не известно ни одного административного дела, где бы названное должностное лицо выступало со стороны обвинения. 

Единственными участниками в судебном процессе являются лишь судья, лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник и секретарь судебного заседания. 

В указанной ситуации бремя доказывания обвинения в судебном заседании целиком ложится на судью. В частности, Уполномоченный и его представители, присутствуя на различных судебных заседаниях по административным делам, неоднократно наблюдали, как судья вынужден по своей инициативе искать аргументы для опровержения доводов стороны защиты. Данное обстоятельство влекло недопустимый обвинительный уклон в оценке доказательств. Фактически сторона защиты в административном процессе противостоит не обвинению, а самому суду. 

Таким образом, отсутствие состязательности в настоящий момент может превращать административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу. 

Так, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обратилась адвокат П. в защиту прав своего доверителя — жителя Москвы К. Дело об административном правонарушении в отношении К. рассматривалось мировым судьей. Для контроля ситуации Уполномоченный направил своего представителя присутствовать на процессе. В результате было установлено, что обвинение от имени органа, составившего протокол, никто не поддерживал и не доказывал. Эта обязанность целиком легла на судью, которая в отсутствие стороны обвинения фактически вступила в спор со стороной защиты. К. был признан виновным, и ему назначено наказание в виде 13 суток административного ареста. 

Уполномоченный принял решение обратиться с ходатайством о пересмотре судебного решения в отношении К. ввиду нарушения права последнего на справедливый и беспристрастный суд. Постановлением заместителя председателя Московского городского суда состоявшиеся судебные решения в отношении К. отменены, а дело прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. 

Кроме того, нарушение состязательности в административных делах проявляется также в процессуальном неравенстве сторон. Сторона обвинения обладает значительными преимуществами в вопросе собирания и даже оценки доказательств. 

Подавляющее большинство дел об административных правонарушениях включают в качестве доказательств рапорты лиц, выявивших административное нарушение (то есть фактически инициаторов преследования, обвинителей по делу), их же письменные объяснения, составленные этими же лицами протоколы, а также показания этих же лиц в суде. 

А ведь эта совокупность «доказательств» практически является копированием одних и тех же сведений, сообщаемых одним и тем же лицом — инициатором привлечения обвиняемого к административной ответственности. 

Очевидно, что протокол об административном правонарушении носит характер акта, обвиняющего лицо в совершении административного правонарушения, а следовательно, является мнением одной из сторон, правомерность которого необходимо устанавливать в судебном заседании. Использование в качестве доказательств документов, носящих характер обвинения лица в совершении административного правонарушения и содержащих самостоятельную оценку доказательств, нарушает право на справедливое судебное разбирательство, действующее на основе состязательности и равенства сторон, поскольку в этом случае мнение одной из сторон рассматривается в качестве доказательства по делу. Оценка же доказательств со стороны защиты не расценивается в качестве самостоятельного доказательства. Это все равно что в уголовном деле в качестве доказательства использовалось бы постановление о привлечении в качестве обвиняемого, о возбуждении уголовного дела и обвинительное заключение (наряду с показаниями лица, их составившего). 

Основная причина создавшейся ситуации, по нашему мнению, в том, что административное производство — это единственная процессуальная отрасль, не имеющая самостоятельного процессуального кодекса. 

Считая своевременным и насущно необходимым разработку и принятие административного процессуального кодекса, обращаюсь к федеральным органам исполнительной и законодательной власти с призывом ускорить подготовку и внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, предполагающей его первоочередное рассмотрение в Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации. Предлагаю также провести парламентские слушания по данному вопросу. 

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации будет информировать граждан о темпах подготовки и рассмотрения данной инициативы. 

В. Лукин

 

Сотрудники внутренних дел не смогут лишать водительских прав

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». 

В настоящее время за невыполнение обязанностей, выразившемся в оставлении водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, была предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток, которая могла назначаться, в том числе, органом внутренних дел или должностным лицом, к которым дело поступило на рассмотрение. 

В соответствии с внесенными изменениями только суд вправе применить административный арест к нарушителям правил дорожного движения или лишить его водительских прав. (Официальный Интернет-сайт Совета Федерации РФ) 

Если вам необходима помощь адвоката в представлении интересов в суде по ДТП, лишению водительских прав, по выплате страховки и т.п., рекомендуем записаться на прием к специалистам по телефонам:

 

Призывник из Ленобласти вместо армии отправился в колонию

В Волосовском районе Ленинградской области осужден 23-летний местный житель за уклонение от призыва на военную службу. Как сообщили сегодня, 11 июня, ИА REGNUM Новости в пресс-службе прокуратуры Ленинградской области, молодой человек, имея медицинское заключение о пригодности к военной службе, с конца марта по декабрь 2009 года на вызовы в военкомат не являлся, требования, изложенные в повестках, игнорировал."Тем самым призывник нарушил законодательство о воинской обязанности и военной службе", - отметили в прокуратуре. В отношении уклониста было возбуждено уголовное дело по статье 328 ("Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы"). С учетом всех обстоятельств по делу суд определил юноше наказание в виде 8 месяцев лишения свободы в колонии-поселении.

 

Капитан ВВС Казахстана сел на 15,5 лет за ввоз наркотиков в РФ

На 15,5 лет колонии строгого режима осужден капитан военно-воздушных сил Казахстана за хранение и попытку контрабанды в Россию более 31,8 килограмма марихуаны. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Главной военной прокуратуры республики.

В ночь на 1 февраля 2010 года военнослужащие воинской части 2032 пограничной службы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана задержали автомобиль под управлением начальника автомобильного отделения 657-й Комендатуры обеспечения Управления Главнокомандующего Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан капитана Игнатова. Задержание произошло во время оперативно-розыскных мероприятий на территории Бидаикского сельского округа Уалихановского района Северо-Казахстанской области в 10 метрах от линии госграницы Казахстана.

По данным прокуратуры, во время осмотра машины в сумке обнаружено 11 свертков с высушенной марихуаной общим весом 31,825 килограмма.

Департамент КНБ по Северо-Казахстанской области возбудил уголовное дело в отношении Игнатова. Дело затем было передано на рассмотрение в специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

 

Пьяные родственники призывников напали на милиционеров

Сегодня в Свердловской области пьяные родственники призывников напали на сотрудников ГИБДД около военкомата Сухого Лога. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу областного ГУВД, для отправки для прохождения военной службы к военкомату прибыли семь призывников и их родственники и друзья - все в изрядном подпитии.

Призывников завели в здание военкомата, куда следом попытались пробиться и сопровождающие, однако внутрь их не пустил дежуривший поблизости наряд ГИБДД. В результате вохникла потасовка. В сообщении пресс-службы говорится, что пьяные граждане попытались отобрать у сотрудников милиции оружие и порвали им форменную одежду. Милиционерам пришлось произвести выстрел в воздух. После этого, граждане переключились на патрульный автомобиль и стали его раскачивать. Сотрудникам ГИБДД пришлось вызвать подкрепление и произвести второй предупредительный выстрел в воздух. Только после этого дебоширов удалось успокоить. В результате инцидента задержаны два человека. Их доставили в милицию до протрезвления. Личности остальных устанавливаются. Сейчас решается вопрос о возбуждении дела.

 
Страница 190 из 199

Позвоните нам:

(495) 943-93-57
(901) 593-93-57

Последние новости

Счетчики

 
 
You are here: