Юридические услуги, адвокат, закон, юрист, суд, консультация, развод

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ ТРУДА СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Это значит, что государством должна обеспечиваться защита, в том числе и трудовых прав работников. К числу основных способов защиты трудовых прав работников ст. 352 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля. Это значит, что государство, предоставив работодателю власть над работником, о которой писал еще Л.С. Таль [1], должно эту власть ограничивать, в том числе и деятельностью соответствующих органов государственного надзора и контроля, правомочных защищать трудовые права работников.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что "основной" орган государства, деятельность которого связана с защитой трудовых прав работников, - это Федеральная инспекция труда. Как справедливо отмечала Т.А. Нестерова, функционирование инспекции труда предоставляет работникам все преимущества "в виде оперативности и мобильности действий инспектора, возможности ознакомления на месте с условиями реализации прав работника, то есть с максимальным приближением к действительности" [2]. Таким образом, простой, экономичной, быстрой является защита трудовых прав именно Федеральной инспекцией труда.
Вместе с тем органы надзора и контроля в настоящее время не имеют возможности эффективно реагировать на массовые нарушения трудовых прав работников. Причин можно выделить несколько: несовершенство законодательства, нежелание работников обращаться в органы надзора и контроля и т.д. Эти причины могут иметь вполне очевидные корни, суть которых заключается в низко оцениваемой деятельности Федеральной инспекции труда (5%), что подтверждается результатами опроса ВЦИОМ <1>.
--------------------------------
<1> См.: http://www.vedomosti.ru/career/news/1187561/v_etom_godu_gosduma_rassmotrit_23_zakonoproekta_o_trudovyh#ixzz1b0focv9p.

Сложившаяся ситуация порождает необходимость создать такие условия, чтобы максимально использовать потенциал соответствующих органов государства и тем самым повысить эффективность деятельности Федеральной инспекции труда. Ведь не случайно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривается в качестве первой задачи развития рынка труда повышение эффективности контроля и надзора за исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <2>.
--------------------------------
<2> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в ред. от 08.08.2009 N 1121-р (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489; 2009. N 33. Ст. 4127.

Совершенно очевидно, что повысить эффективность защиты трудовых прав работников невозможно путем совершенствования законодательства о деятельности только одного, пусть даже и специализированного, органа защиты трудовых прав работников - Федеральной инспекции труда. Для достижения этой цели необходим целый комплекс мероприятий, обеспечивающий результативность защиты трудовых прав работников. К числу таких мероприятий могут быть отнесены, например, разработка и принятие изменений и дополнений в ТК РФ, совершенствование взаимодействия Федеральной инспекции труда с другими органами государства, обеспечение справедливого вознаграждения государственным инспекторам за труд и другие мероприятия.
В настоящей статье мы остановимся лишь на одной из составляющих комплекс этих мероприятий. Речь идет о проблемах взаимодействия Федеральной инспекции труда с работниками, профсоюзами, деятельность которых в первую очередь направлена на защиту трудовых прав работников, объединениями работодателей, а также с институтами гражданского общества, например Уполномоченным по правам человека в РФ.
Взаимодействие Федеральной инспекции труда с обозначенными выше субъектами должно происходить в определенных формах. К сожалению, современное законодательство не предусматривает таких форм, что в определенной степени затрудняет защиту трудовых прав работников. Разобщенность функционирования Федеральной инспекции труда, работников, профсоюзов, объединений работодателей и Уполномоченного по правам человека в РФ самым негативным образом отражается на эффективности государственного надзора и контроля, поскольку Федеральная инспекция труда - это специализированный орган государства, способный объединить и возглавить все иные органы государства и организации в реализации ими полномочий на защиту трудовых прав работников.
Основы такого взаимодействия закреплены в Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле", в ст. 5 которой четко установлено, что инспекцией труда должны быть приняты все меры для содействия: "а) эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, а также государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, - с другой; б) сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями" <3>. Приведенные выше положения Конвенции МОТ N 81 развиваются в национальных нормативных правовых актах <4>. Рассмотрим основные проблемы, возникающие при таком сотрудничестве.
--------------------------------
<3> Конвенция Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (Женева, 19 июня 1947 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11.04.1998 N 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 50. Ст. 4650.
<4> См.: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.

1. Взаимодействие Федеральной инспекции труда с работниками в целях повышения эффективности защиты их трудовых прав.
Формы такого взаимодействия, к сожалению, ТК РФ четко не установлены. В то же время их можно почерпнуть из анализа норм ТК РФ. В частности, нами выделяются такие формы, как взаимодействие Федеральной инспекции труда с лидерами профсоюзов, информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства, ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан, рассмотрение обращений работников, опросы работников, обеспечение доступа работников к информации о деятельности Федеральной инспекции труда.
Рассмотрим каждую из приведенных выше форм более подробно.
Взаимодействие Федеральной инспекции труда с лидерами профсоюзов может быть выражено во встречах председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) с руководством Федеральной службы по труду и занятости, включая и ее подразделение - Федеральную инспекцию труда. Эти встречи, как правило, предшествуют заключению между Федеральной службой по труду и занятости и профсоюзами соглашений, которые будут рассматриваться позднее.
Данная форма тесно переплетается с такими формами, как информирование общественности о возможных нарушениях трудового законодательства, а также ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан. Эти формы вытекают из анализа ст. 356 ТК РФ. Отчасти реализацию этой формы можно представить в виде сотрудничества Федеральной инспекции труда со средствами массовой информации: публикации интервью в газетах, а также телевизионные интервью, пресс-конференции с руководителями, специалистами Федеральной инспекции труда, в том числе и государственных инспекций труда в субъектах РФ.
Например, в силу ст. 356 ТК РФ Федеральная инспекция труда готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ. В настоящее время эти доклады Федеральная инспекция труда размещает на своем официальном сайте <5>.
--------------------------------
<5> См.: http://rostrud.ru.

В Краснодарском крае, к примеру, в случае проведения проверки отдельного района составляется отчет, в котором указываются допущенные работодателями района нарушения трудовых прав работников. Впоследствии данный отчет размещается на сайте государственной инспекции труда в Краснодарском крае.
Если же рассматривать интервью как способ выражения такой формы, как ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан, то представляются заслуживающими внимания те интервью, которые размещаются на официальном сайте Федеральной инспекции труда в виде онлайн-конференций. Например, одна из последних онлайн-конференций - это интервью с заместителем руководителя Роструда И. Шкловец <6>. Такая форма интервьюирования позволяет оперативно предупреждать нарушения трудовых прав и интересов работников.
--------------------------------
<6> См.: http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.14378.html.

Можно предложить иной способ выражения ведения разъяснительной работы о трудовых правах граждан - телевстречи должностных лиц инспекции с работниками. О времени наступления таких встреч необходимо заранее оповещать работников с помощью Интернета либо печатных средств массовой информации.
Отметим, что законодатель четко не закрепил, насколько часто руководитель государственной инспекции труда в субъекте РФ лично выступает по телевидению и участвует в иных публичных мероприятиях <7>. В соответствующем Административном регламенте предусматривается представление руководителю государственной инспекции труда в субъекте РФ информационных материалов для принятия решения о необходимости их размещения в средствах массовой информации или путем электронного информирования. При положительном решении в течение 5 дней данные материалы размещаются в средствах массовой информации, после чего руководитель лично участвует в публичных мероприятиях.
--------------------------------
<7> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 N 702н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 7.

Очевидно, что такие встречи необходимо осуществлять периодически, например ежемесячно или еженедельно, поскольку они носят профилактический оттенок и предупреждают нарушения трудовых прав и интересов работников, а также направлены на реализацию положений ст. 355 ТК РФ об обеспечении работодателей информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предупредительный характер таких мероприятий, несомненно, положительно отразиться на соблюдении работодателями действующего законодательства, а также на восстановлении нарушенных трудовых прав работников. В целях реализации данного предложения важно разработать план проведения таких мероприятий, контроль за выполнением которого следует поручить соответствующему отделу Федеральной инспекции труда.
Одной из форм взаимодействия Федеральной инспекции труда с работниками в целях повышения эффективности защиты их трудовых прав - это обеспечение доступа работников к информации о деятельности Федеральной инспекции труда. Данная форма отражена не только в ТК РФ, но и в Федеральном законе "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <8>. В частности, доступ работников к информации о деятельности Федеральной инспекции труда может быть обеспечен несколькими способами, включая обнародование (опубликование) информации, размещение ее на сайте Федеральной инспекции труда, в помещениях, занимаемых государственными инспекциями труда в субъектах РФ, предоставление информации гражданам по их запросу. Все эти способы в полной мере реализуются Федеральной инспекцией труда.
--------------------------------
<8> См.: Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

Опрос работников как форма взаимодействия Федеральной инспекции труда с работниками, на наш взгляд, не в полной мере выражает данное взаимодействие. Как правило, в настоящее время эта форма находит выражение в проводимых Федеральной инспекцией труда на своем сайте опросов работников по тем или иным проблемам нарушений их трудовых прав.
Между тем такая форма, как опрос работников, может быть выражена и другими способами. В частности, в соответствии со ст. 35.1 ТК РФ в случае отсутствия на соответствующем уровне социального партнерства комиссий по регулированию социально-трудовых отношений обеспечиваются условия для участия профсоюзов и объединений работодателей в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Это один из способов взаимодействия Министерства здравоохранения и социального развития РФ (далее - Минздравсоцразвития России) как органа государства, обладающего правом принятия нормативных правовых актов в сфере труда, с профсоюзами и объединениями работодателей. Федеральная инспекция труда не вправе принимать нормативные правовые акты, но она вправе представить проекты таких актов в Минздравсоцразвития России. Здесь хотелось бы сразу отметить, что было бы практически целесообразно предоставлять такую возможность Федеральной инспекции труда, поскольку именно ее должностные лица в последующем будут применять эти нормативные правовые акты, защищая трудовые права работников.
Нам представляется необходимым, прежде принятия нормативного правового акта в сфере труда, проведение опроса работников, работодателей и их представителей с целью выяснения их мнения, предварительно (например, за 1 - 2 месяца до принятия) размещая проект обсуждаемого нормативного правового акта в сфере труда на официальных сайтах Федеральной инспекции труда и, соответственно, Минздравсоцразвития России. Поступившие от заинтересованных лиц предложения по совершенствованию положений проекта акта необходимо проанализировать и принять во внимание при переработке проекта. Такой способ взаимодействия Федеральной инспекции труда с профсоюзами и объединениями работодателей можно назвать общественной экспертизой проектов соответствующих актов в сфере труда.
Представляется целесообразным предложить проведение общественной экспертизы не только проекта акта Минздравсоцразвития России в сфере труда, но и уже принятого акта. Проведение опроса на сайте Федеральной инспекции труда, на наш взгляд, будет иметь практическое значение через 1 год или 3 года после принятия такого акта, поскольку эти годы - период внедрения правоприменителями положений акта. В этом случае необходимо учесть и проанализировать мнение работников, работодателей и их представителей, а также государственных инспекторов труда о тех проблемах, которые связаны с применением акта. Данный мониторинг акта позволит не только предупредить нарушения трудовых прав и интересов работников, но и обеспечить впоследствии их качественную защиту Федеральной инспекцией труда.
Одной из основных форм взаимодействия Федеральной инспекции труда с работниками, в целях повышения эффективности защиты их трудовых прав, является рассмотрение обращений работников. В рамках данной формы заслуживает поддержки идея внедрения "горячих линий", куда обращаются работники (потенциальные работники) по вопросам нарушений их трудовых прав и интересов. Данные линии организованы Федеральной службой по труду и занятости и активно внедряются государственными инспекциями труда в субъектах РФ. Об этом свидетельствуют данные опросов работников на сайте Роструда. Так, на вопрос о том, какой способ получения консультации по трудовому законодательству предпочтительнее, то из более чем 8 тыс. опрошенных работников 43% выбрали звонок на телефон "горячей линии", 17% - личный прием в государственную инспекцию труда, 16% - письменный запрос в государственную инспекцию труда, 24% - форум Роструда <9>.
--------------------------------
<9> См.: http://www.rostrud.ru.

Подчеркнем, что Рострудинспекция была воссоздана в конце 1994 г. и уже в 1995 ею было выявлено 1,4 млн нарушений трудовых прав граждан, в том числе и в области охраны труда. Начиная с 1996 г., в Федеральной инспекции труда стабильно увеличивается процент обращений граждан и выявленных государственными инспекторами труда в результате проверок нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Анализ современных обращений работников в Федеральную инспекцию труда показывает, что их количество составляет в среднем 3/4 от общего числа плановых проверок. Так, в 2010 г. 73% проверок были внеплановыми и обусловлены необходимостью рассмотрения обращений работников. По сравнению, например, с 2007 г. количество обращений увеличилось примерно на 1/3 <10>.
--------------------------------
<10> Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 г. государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru.

Однако хотелось бы заметить, что нагрузка на инспекторов труда распределяется неравномерно и это обстоятельство не может положительно отражаться на количестве восстановленных трудовых прав работников. В 2010 г. нагрузка составила 2,9 тыс. хозяйствующих субъектов в среднем на 1 должностное лицо инспекции. В то же время в ряде субъектов РФ фактическая нагрузка значительно превосходила среднюю. Например, в Краснодарском крае она составила 4,65 тыс. хозяйствующих субъектов, в г. Санкт-Петербурге - 7,8 тыс. хозяйствующих субъектов, а в г. Москве - 8,7 тыс. Одновременно в этом же докладе (за 2010 г.) указывается на сокращение штатов в связи с проведением административной реформы. По сравнению с 2003 г. такое сокращение составило 14%, в 1995 г. - 31% <11>. Возникает вопрос не столько о необходимости сокращения штатов инспекторов труда, сколько о дифференцированном подходе к такому сокращению, не позволяя практически в 2 - 3 раза увеличивать среднюю нагрузку в отдельных регионах. Дело в том, что нагрузка государственного инспектора труда напрямую влияет на эффективность защиты им трудовых прав работников. И если она превышает в несколько раз среднюю и разумную нагрузку, то у государственного инспектора труда нет реальной возможности восстановить все нарушенные трудовые права работников.
--------------------------------
<11> Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 г. государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // http://www.rostrud.ru.

Здесь, несколько отвлекаясь от темы исследования, хотелось бы особо остановиться на этапе, предшествующем обращению работника в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Нам представляется, что количество обращений работников в инспекцию труда можно снизить путем совершенствования законодательства о переговорах в связи с нарушением работодателем трудовых прав работников.
Это способ урегулирования трудовых разногласий до обращения работника, в том числе и в Федеральную инспекцию труда. Переговоры представляют интерес постольку, поскольку они должны предшествовать государственной защите в любой ее форме. В данном случае переговоры характерны в процессе урегулирования как нарушений трудовых прав, так и обеспечения законных интересов. Попутно заметим, что наиболее действенная защита интересов и работников, и работодателей, как показывает зарубежная практика, происходит на уровне конкретного работодателя путем проведения переговоров [3].
В работах, посвященных защите трудовых прав, отмечается, что при возникновении любых разногласий работник должен предпринять попытку урегулировать их с помощью переговоров.
В том случае, если переговоры не достигли желаемого результата или руководитель уклоняется от их проведения, у работника возникает право обратиться за разрешением спора в комиссию по трудовым спорам, в суд [4] или использовать право на обращение в Федеральную инспекцию труда. И.А. Костян, например, четко обозначает урегулирование разногласий в результате переговоров в качестве способа разрешения спора [5].
О том, что первой стадией разрешения индивидуального разногласия между сторонами должны являться переговоры между ними, можно судить из положений Рекомендации Международной организации труда <12>, ст. ст. 235, 381, 385 ТК РФ. Так, требование ст. 385 ТК РФ подразумевает необходимость проведения переговоров перед обращением в органы по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров. В то же время четко такая обязанность со стороны как работника, так и работодателя национальным законодательством не устанавливается. Более того, орган по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров не вправе отказывать в принятии заявления работнику, если отсутствовали попытки урегулирования спора перед обращением. Такая ситуация дает необоснованный повод отдельным ученым утверждать о необходимости исключения самостоятельных или с участием своего представителя непосредственных переговоров с работодателем из числа способов урегулирования индивидуальных трудовых разногласий, то есть исключения ч. 2 ст. 385 ТК РФ [6].
--------------------------------
<12> См.: Рекомендация Международной организации труда от 29.06.1967 N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" // Библиотечка "Российской газеты". Выпуск N 22-23. 1999.

Между тем, обратившись к международным нормам, в частности к Рекомендации МОТ от 29.06.1967 N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" <13>, можно с уверенностью доказать не только важность индивидуальных переговоров, но и внести предложение о необходимости детального урегулирования процедуры таких переговоров в целях приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами.
--------------------------------
<13> Там же.

Так, в пп. 1 п. 10 рассматриваемой Рекомендации устанавливается в качестве общего правила обязанность предпринять попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между заинтересованным трудящимся - независимо от того, пользуется он помощью другого лица или нет, - и его непосредственным начальником.
При этом п. 8 той же Рекомендации указывает, что по мере возможности жалобы должны разрешаться на самом предприятии в соответствии с процедурой, которая должна быть эффективной, приспособленной к условиям страны, отрасли экономической деятельности и данного предприятия и обеспечивающей заинтересованным сторонам полную гарантию объективного разбирательства. С этих позиций нельзя не согласиться с суждением ученых не только о необходимости закрепления переговоров [7], но и об отражении в ч. 2 ст. 385 ТК РФ предельного срока (7 дней) проведения переговоров и последствия уклонения работодателя от участия в них [8], поскольку "любой трудящийся, который представил жалобу, должен быть информирован о шагах, принимаемых в рамках процедуры, и о мерах, принятых по его жалобе" <14>.
--------------------------------
<14> См.: Рекомендация Международной организации труда от 29.06.1967 N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" // Библиотечка "Российской газеты". Выпуск N 22-23. 1999.

Данное предложение ни в коей мере не противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту. Оно только подчеркивает тот факт, что, прежде чем обращаться в суд, работнику и работодателю надлежит урегулировать возникшее разногласие между собой, поскольку после реализации такого шага может вообще быть исключена необходимость обращения в суд.
Согласно Рекомендации МОТ только в тех случаях, когда никакие попытки урегулировать жалобу не приводят к соглашению, должна существовать возможность, с учетом характера жалобы, для окончательного урегулирования ее в соответствии с одной или несколькими из следующих процедур:
а) использование процедур, предусмотренных коллективным договором, как, например, совместное рассмотрение вопроса соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся или добровольный арбитраж со стороны лица или лиц, назначенных с согласия заинтересованных предпринимателей и трудящихся или их соответствующих организаций;
б) примирение или арбитраж со стороны компетентных государственных органов;
в) обращение к трудовому суду или другому судебному органу;
г) любая другая процедура, которая может оказаться подходящей в соответствии с условиями страны <15>.
--------------------------------
<15> Там же.

2. Взаимодействие Федеральной инспекции труда с профсоюзами и объединениями работодателей.
Данное взаимодействие осуществляется во исполнение п. "b" ст. 5 Конвенции МОТ N 81 о необходимости сотрудничества Федеральной инспекции труда с предпринимателями и трудящимися или их организациями.
В современной России деятельность Федеральной инспекции труда и профсоюзов взаимосвязана; функции и задачи этих основных субъектов защиты трудовых прав работников настолько переплетаются между собой, будто их деятельность "освещает" разные стороны одной медали.
Казалось бы, в связи с осуществлением защитной функции прав работников тесно связанные между собой Федеральная инспекция труда (орган государственного надзора и контроля) и профсоюзы (общественная организация) должны взаимодействовать между собой на взаимоблагоприятных условиях. Вместе с тем анализ статистических данных о совместной деятельности Федеральной инспекции труда и профсоюзов за период с 1996 по 2010 г. показывает, что процент совместных проверок с профсоюзами у Федеральной инспекции труда по сравнению, например, с прокуратурой или органами по труду не только в 2 - 3 раза ниже, но и ежегодно снижается <16>.
--------------------------------
<16> Материалы Федеральной инспекции труда. 1996 - 2008. Официальный сайт Роструда http//www.rostrud.ru.

Думается, эффекта от совместной деятельности Федеральной инспекции труда и профсоюзов можно ожидать не столько от совместных проверок, направленных на выявление и восстановление нарушенных трудовых прав работников (хотя эти проверки имеют немаловажное значение), сколько от совместного предупреждения этих нарушений, то есть от профилактических мероприятий по предупреждению нарушений трудовых прав работников. В конечном счете совместная деятельность Федеральной инспекции труда и профсоюзов влияет на развитие механизмов социального партнерства, что является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <17>.
--------------------------------
<17> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Представляется правильным выражать совместную деятельность между Федеральной инспекцией труда и профсоюзами в форме договоров, соглашений. Здесь надо сказать, что до конца прошлого века никаких соглашений о совместной деятельности между этими субъектами не заключалось <18>. И только в 1999 г. было заключено Соглашение, в 2006 г. пересмотренное Федеральной службой по труду и занятости и ФНПР, об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях, входящих в обслуживание профорганизаций ФНПР.
--------------------------------
<18> Думается, что правовая природа соглашений, заключаемых между федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, позволяет отнести их к административным договорам аналогично нормативным соглашениям (генеральным, региональным, отраслевым (тарифным), территориальным), реализация которых происходит в сфере труда. Однако данный вопрос нуждается в дополнительном исследовании.

К формам взаимного сотрудничества Федеральной службы по труду и занятости и ФНПР ст. 2 указанного выше Соглашения относит обмен информацией о нарушениях трудовых прав работников; совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав работников, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений; совместное участие в разрешении коллективных трудовых споров; обмен опытом защиты трудовых прав работников; сотрудничество в совершенствовании законодательства о защите трудовых прав работников и приведении его в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права; сотрудничество в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; взаимодействие в организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров <19>.
--------------------------------
<19> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 3.

Впоследствии начиная с 2005 г. и по настоящее время Федеральная служба по труду и занятости практикует заключение соглашений о взаимодействии с общероссийскими отраслевыми профсоюзами (например, с Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности (6 октября 2007 г.), профсоюзом нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (16 июня 2008 г.), Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (6 ноября 2007 г.), Общероссийским объединением профсоюзов "Конфедерация труда России" (10 июня 2011 г.), Общероссийским профессиональным союзом сметчиков (7 декабря 2010 г.) и другие соглашения (всего их 20) <20>).
--------------------------------
<20> См.: http://www.rostrud.ru/activities/34/22830/23584.shtml (дата последнего посещения - 13 июля 2011 г.).

Заключение таких соглашений - это, несомненно, важная сторона взаимодействия Федеральной инспекции труда как подразделения Федеральной службы по труду и занятости и профсоюзов. Однако эффективность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, зависит не только от наличия этих соглашений, но и от тщательного и действенного контроля за их реализацией. Это значит, что усилить результат взаимодействия Федеральной инспекции труда и профсоюзов необходимо путем продуманного применения уже действующих актов и соглашений, обеспечив надлежащей реализацией и контролем совместные действия проверяющих субъектов, а также контроль со стороны тех работников, чьи трудовые права Федеральная инспекция труда и профсоюзы защищают.
На наш взгляд, такой контроль может найти свое выражение в полугодовых и ежегодных отчетах о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и профсоюзов с соответствующими выводами и предложениями о наилучших способах результативности данного сотрудничества. Думается, что данный отчет должен размещаться на сайте Роструда для ознакомления работников с результатами работы не столько Федеральной инспекции труда, сколько профсоюзов как представительного органа работников. В целях повышения эффективности защиты трудовых прав работников, очевидно, необходимо предоставить работникам право публичного обсуждения данных отчетов и внесения соответствующих жалоб и предложений. По результатам такого публичного обсуждения отчетов Федеральную службу по труду и занятости и профсоюзы необходимо обязать принимать определенные решения: корректировать отдельные положения их соглашений о сотрудничестве, положительно не влияющие на эффективность защиты трудовых прав работников, либо коренным образом пересматривать положения действующего соглашения, принимая новое.
Представляет интерес и сотрудничество Федеральной инспекции труда с объединениями работодателей. Согласно ст. 1 ТК РФ основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.
Обратим внимание на то, что для эффективной деятельности Федеральной инспекции труда необходимо учитывать интересы не только работников как наиболее слабой стороны трудового правоотношения, но и работодателей. Такое согласование интересов выражается в реализации ст. 355 ТК РФ, предусматривающей в качестве одной из задач Федеральной инспекции труда обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Одновременно обратившись к редакции ст. 3 Конвенции МОТ N 81, мы видим, что одной из задач системы инспекции труда также является "обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений". Вряд ли редакция приведенных выше положений как международного, так и российского нормативных правовых актов вызовет отрицательное отношение к ним со стороны работников и работодателей. Наоборот, принимая советы инспекторов труда, работодатели смогут эффективно соблюдать действующее законодательство.
Одним из результатов взаимодействия Федеральной инспекции труда с объединениями работодателей в настоящее время можно назвать принятие соответствующих положений. Например, на территории многих субъектов РФ государственными инспекциями труда вручаются сертификаты работодателям, соблюдающим действующее законодательство в отношении работников. В частности, в Краснодарском крае действует Положение об участии организаций и индивидуальных предпринимателей Краснодарского края в проекте "Декларирование деятельности организации по реализации трудовых прав работников и работодателей" <21>.
--------------------------------
<21> См.: http://git23.rostrud.ru/reester.shtml (дата последнего посещения 21 июля 2011 г.).

Одним из участников данного проекта является объединение работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани". Работодателям, положительно показавшим свою работу по выполнению основных положений трудового законодательства РФ, вручается "Сертификат доверия работодателю". Практика внедрения выдачи такого сертификата успешно отражается на продвижении товаров и услуг работодателя, на здоровой конкуренции между работниками, желающими заключить трудовые договоры именно с этим работодателем, и другие преимущества.
Очевидно, что эту практику необходимо внедрять во всех субъектах РФ в качестве обязательного элемента взаимодействия Федеральной инспекции труда с объединениями работодателей. Это один из путей эффективной реализации ст. 355 ТК РФ.
3. Взаимодействие Федеральной инспекции труда с Уполномоченным по правам человека в РФ.
Ученые не раз отмечали специфику реализации функции защиты трудовых прав Уполномоченным по правам человека в РФ [9], деятельность которого регламентируется отдельным Федеральным конституционным законом <22>. Его должность была учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
--------------------------------
<22> См.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

С помощью Уполномоченного по правам человека в РФ вскрываются факты многочисленных нарушений трудовых прав граждан. В частности, в 1998 - 2008 гг. по России количество жалоб граждан о нарушениях в сфере труда составило в среднем 24,6% от общего количества жалоб, поступивших Уполномоченному по правам человека в РФ в экономической сфере. При этом обращаем внимание на то, что удельный вес обращений по экономическим вопросам очень невелик - в среднем всего около 9% от общего числа обращений. Однако наблюдается относительно резкий скачок количества заявлений и жалоб по трудовым вопросам в 2005 г., но при удельном весе всех экономических обращений всего 16,41% от общего количества обращений. Наибольшее количество заявлений и жалоб поступает от тех, кто трудится в бюджетных организациях [10]. В подавляющем большинстве жалобы касаются вопросов оплаты труда [11].
В то же время нельзя не заметить, что в период с 1999 по 2002 г. достаточно много было обращений граждан на незаконные увольнения, принуждение к уходу в отпуск без сохранения заработной платы и ненадлежащее оформление трудовых отношений. Заметим, что в последних докладах Уполномоченного по правам человека в РФ отмечается сокращение количества обращений по поводу нарушения экономических прав, к которым, согласно распределению обращений в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ относятся и трудовые права. Практически не изменилось и содержание жалоб: по-прежнему они касаются неисполнения трудовых договоров, злоупотреблений в оплате труда и несоблюдения права на безопасные условия труда <23>.
--------------------------------
<23> См.: http://ombudsman.gov.ru/doc/documents.shtml (дата последнего посещения - 13.10.2008).

К сожалению, объем обращений граждан в исследуемой сфере и эффективность их рассмотрения, ежегодные доклады уполномоченных по правам человека позволяют считать, что на сегодняшний день уделяется минимум внимания к проблемам соблюдения трудовых прав работников. Отсюда, видимо, ненадлежащая эффективность их деятельности и, как следствие, общее нежелание работников обращаться к ним за помощью. В качестве причин такого невнимания с их стороны можно назвать несколько. В частности, сама служба своей роли в защите трудовых прав в России полностью еще не осознала, не весь потенциал уполномоченного используется им в настоящее время по причине особенностей построения и функционирования системы власти в РФ, закрепляющей дублирование функций разных органов по защите прав и свобод в сфере труда [10].
В заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие Федеральной инспекции труда с профсоюзами, иными объединениями, работниками, а также Уполномоченным по правам человека в РФ необходимо активизировать в целях повышения эффективности защиты трудовых прав и интересов работников.

Библиографический список

1. Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 28 - 33.
2. Нестерова Т.А. Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2005. С. 301.
3. Сагандыков М.С., Шафикова Г.Х. Некоторые аспекты реализации требований Конституции РФ и норм международного права, направленных на защиту прав и законных интересов работников: Сб. материалов работы круглого стола секции трудового и административного права Международной научно-практической конференции // Проблемы совершенствования российского трудового и административного законодательства и практика его применения / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Попова. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. С. 62
4. Викторов М.С., Макашева А.Ж., Шалыгин Б.И. Правовая защита конституционных прав граждан на труд средствами государственного надзора и контроля. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 339; Индивидуальные трудовые споры (законодательство и практика) / Под ред. И.О. Снигиревой, К.Д. Крылова, Ю.Н. Коршунова. М., 1994. С. 18.
5. Костян И.А. Трудовые споры: судебный порядок рассмотрения трудовых дел. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МЦФЭР, 2006. С. 11.
6. Устинова С.А. Некоторые вопросы правового регулирования создания и организации деятельности комиссий по трудовым спорам, как внесудебного органа по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. 2006. N 12. С. 88.
7. Крылов К.Д. Международно-правовые аспекты системности и эффективности защиты трудовых прав: Сб. материалов научно-практической конференции // Проблемы защиты трудовых прав граждан. М., 2004. С. 81 - 83.
8. Морозов Д.А. Трудовое процессуальное правоотношение: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2006. С. 18.
9. Ершов В.В., Каллистратова Р.Ф., Денисенко Ю.В. Внесудебное и судебное урегулирование споров с использованием примирительных процедур // Российское правосудие. 2006. N 2. С. 44; Заворотнюк Н.А. Институт омбудсмена в системе гарантий защиты прав граждан (теоретическое исследование): Автореферат ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 6 - 7; Засыпалова В.И. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации: Автореферат ... канд. юрид. наук. М., 2005; Лукин В.П. Защита прав человека - общая задача судебной системы и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации //Российское правосудие. 2006. N 1. С. 34; Семенова А.Ю. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореферат ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.
10. Нестерова Т.А. Защита трудовых прав Уполномоченными по правам человека // Трудовое право. 2005. N 3. С. 49; Сошникова Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда: Дис. д-ра юрид. наук: 12.00.02, 12.00.05. М., 2005. С. 141.
11. Чанов В.П., Чанова Е.В. Деятельность института Уполномоченного по правам человека как важная составная часть формирования правового государства в современной России: Сб. материалов 2-й Международ. научно-практической конференции (Новосибирск, 26 - 27 мая 2005 г.) / Проблемы становления и развития гражданского общества в России. Новосибирск: Новосиб. аграр. ун-т, 2005. С. 404.

 

Позвоните нам:

(495) 943-93-57
(901) 593-93-57

Последние новости

Счетчики

 
 
You are here: