Юридические услуги, адвокат, закон, юрист, суд, консультация, развод

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Институт административной ответственности является наиболее обширным во всей отрасли административного права. Поэтому представляется закономерным рассмотреть именно понятие административной ответственности.
До середины 20 века такая мера наказания, как административная ответственность применялась довольно широко местными органами власти.
По российскому законодательству должник освобождается от ответственности за нарушение обязательства в связи с действием непреодолимой силы как невиновный правонарушитель.
Организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, освобождаются от ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Но в некоторых случаях закон возлагает ответственность за причинение вреда даже действием непреодолимой силы: воздушно-транспортная организация отвечает за смерть или повреждение здоровья, причиненное пассажиру при воздушной перевозке, независимо от наличия или отсутствия вины и действия непреодолимой силы, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.
Административную ответственность можно охарактеризовать как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
В данном случае под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию. Заметим, что на сегодняшний день законодательство России не дает однозначного ответа на вопрос, является ли должностное лицо лицом, выполняющим указанные функции на предприятиях негосударственного сектора экономики, однако правоприменительная практика нередко идет по пути признания таких работников должностными лицами.
Однако даже если учитывать вышеизложенный факт, признаки юридической ответственности видоизменяются по отношению к административной ответственности, помимо этого они характерны исключительно для данного вида ответственности.
Юридическая ответственность характеризуется определенными свойствами, а именно: она является средством (способом, механизмом) охраны правопорядка, состоит из реализации санкций правовых норм, а также реализуется в конкретных процессуальных формах.
Попытаемся охарактеризовать основные черты административной ответственности.
Административная ответственность - это юридическая ответственность. Она может быть установлена как нормативно-правовыми актами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Из сказанного можно сделать вывод, что она имеет собственную нормативно-правовую основу <1>. Как отмечалось ранее, нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. Надо заметить, что в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами, что является также отличительной чертой указанного института. Рассматривая далее виды ответственности, укажем на то, что дисциплинарная и материальная ответственности устанавливаются законодательством о труде, локальными нормативными актами организаций, а также федеральными и местными законами, подзаконными актами, которые устанавливают характерные положения отдельных категорий рабочих и служащих. Стоит отметить, что для материальной ответственности также характерно регулирование гражданским законодательством, и в отдельных случаях - нормами административного права.
--------------------------------
<1> См.: Российский Б.В. Административное право: Учебное пособие. М., 1998.

        ---------------------------------------------------¬
        ¦          Виды юридической ответственности        ¦
        L--T--------------T-----------------T----------T----
           ¦              ¦                 ¦          ¦
           V              V                 V          V
---------------¬ -----------------¬ ----------¬ --------------------¬
¦дисциплинарная¦ ¦административная¦ ¦уголовная¦ ¦гражданско-правовая¦
L--------------- L----------------- L---------- L--------------------

Применение административной ответственности - всегда последовательный процесс. Применение административной ответственности невозможно без факта административного правонарушения, а именно - конкретной санкции статьи, предусмотренной законодательством. Применение за уголовное преступление административной ответственности невозможно <2>, так как правовым основанием уголовной ответственности является преступление, а дисциплинарной - дисциплинарный проступок, при этом основанием материальной ответственности необходимо считать причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.
--------------------------------
<2> См.: Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение, административная ответственность: Учебное пособие. Воронеж, 1993.

               -----------------------¬
               ¦правонарушение        ¦
               ¦должно быть пресечено,¦
               ¦а правонарушитель     ¦
               ¦обязан понести        ¦
              /¦наказание             ¦\
             / L----------------------- \
            /                            \
           /       -------------------¬   \
          /        ¦Цели администра-  ¦    \
         /         ¦тивной ответ-     ¦     \
        /          ¦ственности, пред- ¦      \
       /           ¦ставляющие взаимо-¦       \
      /            ¦связанный процесс ¦        \
     /             L-------------------         \
    /                                            \
------------------¬               ------------------¬
¦частная превенция¦               ¦общая превенция  ¦
¦(предупреждение  ¦               ¦(правонарушения  ¦
¦правонарушения   ¦- - - - - - - -¦должно быть      ¦
¦самим правонару- ¦               ¦пресечено другими¦
¦шителем          ¦               ¦лицами           ¦
L------------------               L------------------

Данная характерная черта присуща исключительно административной ответственности, так как она может наступать как в результате нарушения административного законодательства, так и в случаях нарушения законодательства иных отраслей права.
Также отличительной чертой административной ответственности можно назвать множественность правовых норм, которые призваны регулировать многогранность российского права. Следует отметить, что правом привлечения виновных к административной ответственности обладают только специальные органы, уполномоченные на осуществление данных функций.
Административная ответственность может выражаться в наложении на виновного взыскания. Как следствие применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Нормативными актами установлен полный перечень составов административных правонарушений.
В статье 1.5 КоАП говорится о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, помимо этого следует обратить внимание на тот факт, что КоАП устанавливает презумпцию невиновности лица, в отношении которого уже ведется производство по делу. Так, например, суд, ссылаясь на ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, указал, что исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности и является обязательным <3>. На этот счет можно привести еще один пример из судебной практики - решение АС Свердловской обл. от 04.05.2007 по делу N А60-7120/07-С5.
--------------------------------
<3> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2007 N А19-777/07-38-Ф02-2634/07 по делу N А19-777/07-38.

Суд указал, что обязанность по доказыванию наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лежит на государственном органе, вынесшем постановление о привлечении к административной ответственности <4>. Постановлением ФАС УО от 04.07.2007 N Ф09-5004/07-С1 данное решение оставлено без изменения.
--------------------------------
<4> Решение АС Свердловской обл. от 04.05.2007 по делу N А60-7120/07-С5.

Отметим, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Так, например, как указал суд, согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу. В этой связи суд пояснил, что одним из условий применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ является наличие неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности <5>.
--------------------------------
<5> Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2006 N Ф04-4483/2005(21886-А67-29) по делу N А67-9030/0.

Приведем еще один пример из судебной практики, когда суд указал, что из смысла ст. 1.7 КоАП РФ не следует, что вынесенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством акты административных органов после принятия нового закона, устраняющего противоправный характер нарушения, становятся незаконными. Согласно аутентичному смыслу вышеприведенной правовой нормы смягчающий или устраняющий ответственность новый закон имеет обратную силу и распространяется на лицо, совершившее административное правонарушение, но не на принятые в соответствии с ранее действовавшим законодательством постановления административных органов о привлечении к административной ответственности. Применение обратной силы и распространение нового закона на лицо, привлеченное к административной ответственности, означает право этого лица быть освобожденным от исполнения наказания за совершение административного правонарушения, а не свидетельствует о незаконности акта административного органа о привлечении к административной ответственности <6>.
--------------------------------
<6> Постановление ФАС ЦО от 22.03.2007 по делу N А64-5686/06-11.

Следуя смыслу положений правоприменительной практики можно сказать, что по смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ виновность юридического лица устанавливается исходя из наличия у него реальной возможности для соблюдения правил публичного порядка, а также принятия им разумных (адекватных) мер по их соблюдению. Должная степень заботливости и осмотрительности, проявленная со стороны юридического лица, не может рассматриваться как предполагающая организацию и совершение им "чрезмерных" действий в интересах должного исполнения определенных требований закона <7>.
--------------------------------
<7> Постановление ФАС СЗО от 21.06.2007 по делу N А56-47230/2006.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ суд сделал вывод о том, что обязательными признаками административного правонарушения являются противоправность, виновность и наказуемость <8>.
--------------------------------
<8> Постановление ФАС ЗСО от 07.06.2007 N Ф04-3670/2007(35029-А45-7) по делу N А45-352/2007-14/11.

              -----------------¬
              ¦противоправность¦
              L-----------------
                      /\
                       ¦
              ---------+--------¬
-------¬      ¦    признаки     ¦      ------------------¬
¦ вина ¦<-----+административного+----->¦общественный вред¦
L-------      ¦ правонарушения  ¦      L------------------
              L--------T---------
                       ¦
                      \/
                  ----------¬
                  ¦наказание¦
                  L----------

Субъектный состав административной ответственности также является ее отличительной особенностью. К нему следует отнести не только физических лиц - граждан, государственных служащих, должностных лиц, но и юридических лиц <9>. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли, за нарушение санитарных норм и др.). Например, представление предпринимателем документов по окончании проверки, учитывая п. п. 6, 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987, является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ <10>.
--------------------------------
<9> См.: Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1989. С. 155.
<10> Постановление ФАС УО от 08.01.2003 N Ф09-2777/02-АК.

Также одно немаловажное отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности (перечисленных ранее) состоит в том, что, поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

 

Позвоните нам:

(495) 943-93-57
(901) 593-93-57

Последние новости

Счетчики

 
 
You are here: