Проблемы административной ответственности налогоплательщиков стали актуальны с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 г.
Безусловный интерес представляют нормы гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ, которые фактически дублируют большинство составов налоговых правонарушений, прописанных в гл. 16 НК РФ.
Следует учитывать, что ответственность за указанные деяния предусмотрена КоАП РФ только для должностных лиц (за исключением предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица). Таким образом, к ответственности привлекаются и налогоплательщик, и его должностные лица одновременно.
Составляют протоколы о таких административных правонарушениях налоговые органы, а рассматривают дела и привлекают виновных лиц к ответственности судьи судов общей юрисдикции.
Так за какие же правонарушения, допущенные должностными лицами налогоплательщика, наступает административная ответственность?
Во-первых, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ).
Заметим, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту:
- нахождения организации;
- нахождения ее обособленных подразделений;
- жительства физического лица;
- нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Что касается ответственности, то в соответствии с п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (от 2000 до 3000 руб.)
<1>.
--------------------------------
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушений (постатейный) под ред. Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова включен в информационный банк согласно публикации - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
------------------------------------------------------------------
<1> Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общей ред. Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. ООО "Новая правовая культура", 2007. С. 187.
Обратите внимание: должностными лицами в целях применения данной статьи не являются индивидуальные предприниматели, следовательно, их привлечение к административной ответственности в этом случае будет неправомерным. Поэтому данная норма в первую очередь может быть применена к руководителям и главным бухгалтерам организаций.
Данную точку зрения разделяет и Верховный Суд в п. 23 Постановления N 18 <2>. В частности, он напомнил, что административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, при этом субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане.
--------------------------------
<2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // БВС РФ. 2006. Декабрь. N 12.
В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, самостоятельно осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.
Во-вторых, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ).
Отметим, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
- об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
- о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Нотариусы, которые занимаются частной практикой, и адвокаты, которые учредили адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.
Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" <3> утверждены формы, которые рекомендуются налогоплательщикам для сообщения вышеназванных сведений в налоговые органы.
--------------------------------
<3> Приказ Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2006. N 23.
Как было сказано выше, налогоплательщик обязан информировать налоговый орган в определенные сроки об открытии или закрытии счета в банке.
Возникает вопрос: о каких счетах необходимо информировать налоговый орган? В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
На практике часто возникает вопрос: может ли налоговый орган оштрафовать налогоплательщика за несообщение сведений о ссудном счете, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, о депозитном счете, о транзитном валютном счете, о специальном транзитном валютном счете?
Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган. Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ <4>.
--------------------------------
<4> Письмо Федеральной налоговой службы от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ "О представлении информации по отдельным видам банковских счетов" // Экономика и жизнь. 2005. Июнь.
Однако суд эту позицию не разделяет.
Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А56-29573/03 сделан следующий вывод:
"Специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", указанное в статье 11 НК РФ, а следовательно, у налогоплательщика отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета" <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А56-29573/03.
К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа. В его Постановлении от 17 июля 2003 г. N Ф09-2039/03-АК сказано: "Гражданским законодательством предусмотрено очень большое количество банковских счетов. Однако не каждый из них является счетом с позиций законодательства о налогах и сборах... Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением" <6>.
--------------------------------
<6> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2003 г. N Ф09-2039/03-АК.
Что же касается ответственности по статье 15.4 КоАП РФ, то нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
В-третьих, за нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).
Статья 80 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.
Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.
Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.
При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Что касается налогоплательщиков, прибегающих к услугам почты, одной из наиболее частых их ошибок является отправление налоговых деклараций без описи вложения, обычным заказным письмом. В этом случае отправитель рискует: если налоговый орган не получит это письмо, на налогоплательщика будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи не освободит его от ответственности, так как из нее не следует, что содержимым отправления являлся именно необходимый документ.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <7>, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с последними изменениями от 3 ноября 2006 года) // СЗ РФ. 25.11.1996. N 48.
В-четвертых, за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ).
Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены НК РФ.
Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 НК РФ, является единым для всех видов налоговых проверок.
В то же время нельзя не отметить, что в последнее время такое мероприятие налогового контроля, как камеральная налоговая проверка, использовалась налоговыми органами довольно широко. В отличие от выездных налоговых проверок, проведение камеральных проверок не было обусловлено серьезными ограничениями (наличие специального решения руководителя налогового органа, недопустимость проведения повторных проверок и т.п.). К тому же ст. 88 НК РФ позволяла налоговым органам истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. По этим причинам налоговые органы практиковали проведение камеральных налоговых проверок в любой ситуации, когда у них возникает потребность ознакомиться с документами налогоплательщика.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес изменения в процедуру истребования документов <8>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (часть I). Ст. 3436.
Так, в Налоговый кодекс добавлена новая ст. 93.1. Положительным для налогоплательщиков можно считать изменения в ст. 88 НК РФ, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организации при камеральных проверках. Законодатель определил, что помимо документов, которые организации обязаны представить вместе с налоговой декларацией, налоговые органы могут требовать только документы, которые подтверждают:
- право на льготу при налогообложении;
- правомерность применения вычетов по НДС;
- исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов. Кроме того, с 2010 года вступает в силу положение, в котором будет указано, что при налоговой проверке работники налоговых органов не смогут требовать документы, которые уже были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки.
Интересна позиция, которую заняли арбитражные суды. В Постановлении от 15.06.2004 при рассмотрении дела N А56-28520/03 ФАС СЗО указал на недопустимость произвольного истребования у налогоплательщика всего объема первичных учетных документов и счетов-фактур <9>.
--------------------------------
<9> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2004 г. N А56-28520/03.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211 сказано: "НК РФ не предусматривает право налоговых органов истребовать у организаций в рамках встречной налоговой проверки сведения о поставщиках, в отношении которых налоговым органом не проводится налоговая проверка. Поэтому арбитражный суд признал необоснованным требование налогового органа о представлении налогоплательщиком информации о поставщиках реализованных на экспорт товаров" <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. N А26-2708/03-211.
Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК, требования о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушают конституционные права налогоплательщика <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2003 г. N Ф09-3840/03-АК.
При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля - камеральной проверке (табеля учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 4 статьи 88 НК РФ.
А вот цитата из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1: "При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах" <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1.
Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету).
Решая вопрос об ответственности, отметим, что согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В-пятых, за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ).
Статья 86 НК РФ устанавливает, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней:
- об открытии или о закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя),
- об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя).
Банки обязаны в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа выдавать им:
- справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей),
- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Налоговые органы эти документы могут запрашивать в банке в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Названные правила применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты. Приостановление операций по счету не распространяется:
- на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
- на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в случае:
- неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней или штрафа;
- непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.
Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения.
Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.
Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Говоря об ответственности по ст. 15.7 КоАП РФ, следует отметить, что согласно п. 1 открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
А согласно п. 2 вышеуказанной статьи открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В-шестых, за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП РФ).
Согласно ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. А также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.
В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка, банк обязан в течение дня, который следует за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику. А о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В-седьмых, за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ в случае непредставления налогоплательщиком-организацией или налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговой декларации, а также в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам указанных налогоплательщиков в банке, что означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Следовательно, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика-организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением операций по списанию со счета сумм налоговых платежей, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и, соответственно, не вправе закрыть указанный счет клиента.
При отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету. За нарушение данной статьи предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В-восьмых, за неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ).
Статья 143 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, которые управляются органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
- социальное обеспечение в случае безработицы;
- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В-девятых, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).
В то же время не всякое грубое нарушение с точки зрения ст. 120 НК РФ может быть квалифицировано по ст. 15.11 КоАП РФ. Например, систематическое несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности хозяйственных операций таким не является. Но если подобное нарушение, даже однократное, приведет к искажению начисленных сумм налогов либо статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на десять процентов и более, то применение административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ будет правомерным.
Обратим внимание на еще один важный момент. Статья 15.11 КоАП РФ сформулирована таким образом, что допускает привлечение к административной ответственности за искажение начисленных сумм налогов и сборов не только в сторону их занижения, но и в сторону завышения. Сказанное относится и к искажению статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности.
Заметим, что специалистами Минфина России в настоящее время разрабатывается законопроект "О бухгалтерском учете", который должен прийти на смену Закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Над данным законопроектом усиленно трудились не один год.
В Минфине России заявляют, что новый закон вступит в силу не ранее чем через два года, предположительно с 1 января 2010 г.
Законопроект обязывает всех экономических субъектов вести бухгалтерский учет. Исключения для "упрощенцев", которые по действующему Закону N 129-ФЗ освобождены от этой повинности, не предусмотрены.
Проект разрешает не вести бухгалтерский учет только индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, а также филиалам иностранных организаций.
Еще одно нововведение: позволяется составлять первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом если сейчас "первичка" должна составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм, которые утверждает Росстат, то в законопроекте этого требования нет. Согласно проекту формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Наконец, в законопроекте определены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица.
Обнаружив деяние, подпадающее под признаки административного правонарушения, налоговые органы обязаны его квалифицировать, т.е. установить все признаки состава конкретного административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП РФ.
Однако квалификация должна быть законна и обоснованна. На практике нередко встречаются случаи, когда налоговые органы, стремясь выполнить внутрикорпоративные планы по сбору налогов и прекрасно понимая, что действия любого из налогоплательщиков в правовом смысле не безупречны, часто привлекают налогоплательщиков к ответственности и даже при очевидном отсутствии события правонарушения. А многие из налогоплательщиков, не желая конфликтовать с налоговыми органами и не веря в торжество справедливости, не обращаются в вышестоящие инстанции и судебные органы за защитой своих прав.
Приведем пример из материалов судебной практики Тамбовской области. Бухгалтер ООО "Заря" представил в налоговую инспекцию сведения о доходах 80 физических лиц за 2006 г. на магнитных носителях. Программа, используемая ИМНС России, выдала ошибку по 56 справкам. Из распечатки программы следует, что остальные сведения приняты и внесены в базу данных ИМНС России.
Должностное лицо налоговой инспекции составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для налогового контроля" КоАП РФ, и передало дело на рассмотрение в суд общей юрисдикции.
При рассмотрении дела в суде выяснилось, что налоговая инспекция не установила, являлась ли бухгалтер организации виновным лицом. В частности, не проанализированы должностные обязанности бухгалтера и не определено, кто в соответствии с законодательством и внутренними документами организации (приказами, распоряжениями) несет обязанности по подготовке и представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц.
Кроме того, суд обратил внимание на то обстоятельство, что сведения были представлены в ИМНС России в полном объеме, а отказ налоговой инспекции принять ошибочно составленные справки не влечет за собой ответственности налогоплательщика либо его должностных лиц.
Таким образом, проблема законности в сфере административных отношений в области финансов, налогов и сборов требует адекватного и глубокого их теоретического осмысления, выявления причин неудовлетворительного ее состояния, выработки конкретных и применимых на практике предложений как по профилактике налоговых правонарушений, так и по профилактике в целом правонарушений, допускаемых в налоговой сфере. Важность разрешения этой проблемы заключается в том, что требование исполнения закона и ужесточение ответственности за правонарушения одной стороны налоговых правоотношений не даст должного эффекта без предъявления соответствующих требований и применения ответственности к другой стороне - налоговым органам и их должностным лицам.
Наличие сбалансированности прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц, с одной стороны, а с другой - органов государства, осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за уплатой налогов и сборов, будет только способствовать реализации функции наполнения бюджета доходами от налоговых поступлений, повышению правосознания относительно обязанности по уплате налогов, повышению налоговой культуры общества. Поэтому целью исследования в настоящей работе ставилось определение полного перечня административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов.
Представляется, осознание сторонами налоговых правоотношений неотвратимости ответственности будет способствовать укреплению дисциплины и организованности в обществе, устранению последствий правонарушений.